Два капитана.  


Прообразы.
"Удача любой экспедиции полностью зависит от ее снаряжения". Эти слова знаменитого путешественника Амундсена в романе В.Каверина "Два капитана" приводит персонаж по имени Николай Антонович, организовавший экспедицию "Святой Марии".Статья была клеветнической. В ней Николай Антонович подробно описывал, как выглядело судно и какими запасами были наполнены ее кладовые и трюмы - "орехи, конфеты, шоколад, различные консервированные компоты, ананасы, ящики с вареньем, печенье,
пастила и много другого - вплоть до самого существенного, до консервированного
мяса и целых штабелей муки и крупы".
Николай Антонович был не просто заурядным клеветником, умело свалившим на других
неудачу экспедиции. Он был еще и вредителем. В годы, когда Каверин создавал свой
роман, тема вредительства была актуальной. Показательные процессы Вышинского проходили
под девизом "разоблачения вредительства". Так что одному из героев "Двух капитанов" пришлось принять на себя вину злодея-вредителя не столько в интересах основной интриги произведения, сколько из соображений политических, которые были
присущи автору. Писатель обязан был подтвердить своим произведением, что вредители и в самом деле живут и действуют в обществе, что вредительство, проникшее в сферу военную, промышленную, научную -вовсе не миф, навязанный властью, что разоблачительные процессы вызваны какими-то реальными фактами.Правда, тут есть небольшой казус. Если реальность нуждается в подпитке литературы, художественного произведения, созданного воображением его творца, то невольно
приходит на ум мысль, что и сами процессы не слишком обеспечены реалиями и, скорее, относятся к области вымысла.И наоборот. Если реальная статья "вредительство", по которой были осуждены многие люди, является плодом вымысла группы безумцев (проще говоря - вредителей),
то мог ли совершить персонаж " Двух капитанов " все эти мерзости, тем
более что роман написан в русле приснопамятного соцреализма, а не в жанре фантастики?
Мог ли Николай Антонович, отвечающий за снаряжение экспедиции, нарочно принять
на борт бракованный шоколад, пропахшие керосином конфеты, протухшее мясо, гнилую
одежду для команды "Святой Марии"? Более того, мог ли он в одиночку за три дня до выхода шхуны в море вырезать "борты со шпангоутами вплоть до
наружной обшивки" ниже ватерлинии - топором и пилой?Если отбросить мысль о социальном заказе, которому поневоле подчинялись писатели
того времени, и обратиться к реальному историческое сюжету, натолкнувшем Каверина
на историю капитана Татаринова, можно с уверенностью сказать, что редко какое
предприятие, обреченное на удачу, нуждается в злодее Николае Антоновиче.
История великих открытий и без записных злодеев исполнена драматизма. Она знает
беду посерьезней откровенного или тайного вредительства - легкомыслие тех, кто
стоит во главе той или иной экспедиции. Рассмотрим две истории, имеющие прямое
отношение к роману Каверина.
... В 1912 году Г.Седов предложил проект русской зкспедиции к Северному полюсу. Эту идею он вынашивал много лет.
... В том же 1912 году лейтенант Г.Брусилов получил одиннадцатимесячный отпуск "по домашним обстоятельствам", надеясь совершить сквозное плавание по всему Северному Морскому пути.
... Совет министров рассмотрел законопроект об отпуске средств на экспедицию Седова и отклонил его. Тогда начался сбор добровольных пожертвований.
... Лейтенант Брусилов не стал посылать запрос в министерство. Он начал снаряжать экспедицию на средства своего богатого дяди.
... Пожертвований на экспедицию Седова оказалось явно недостаточно. В результате судно "Св. Фока" было запущенным и требовало ремонта. На борту не оказалось радиста, не хватало теплой одежды и белья. Продовольствие оказалось недоброкачественным.
...Лейтенант Брусилов снаряжал свою экспедицию в ужасной спешке. Именно поэтому
она оказалась снаряженной плохо - не было необходимого санного снаряжения, жилые помещения на судне оказались не приспособленными к арктическим условиям, отсутствовала такая насущная вещь, как темные очки, предохраняющие глаза от яркого освещения.
... Экспедиция в составе 27 человек во главе с Седовым вышла в море на парусно-моторной
барке "Св. Фока" 14 августа 1912 года из Архангельска.
... Шхуна Брусилова "Св. Анна" с 23 членами экспедиции на борту вышла с полуострова Ямал в Карское море.Теперь обратимся к событиям книги "Два капитана".
... В то же время, как и "Св. Анна", из Петербурга вышла в море шхуна "Св. Мария", намереваясь плыть во Владивосток. Капитан Татаринов перенял от реального Брусилова его маршрут.
... 20 сентября "Св. Фока" на севере Земли Франца-Иосифа был затерта льдами.
... 23 сентября в Карском море "Св. Анна" так же оказалась затерта льдами и начала дрейфовать на север.
... Примерно в то же время каверинская "Св. Мария" попала во льды и дрейф.
... Седов был вынужден провести две зимовки. Несмотря на то, что вся команда переболела цингой, он все же принял решение идти на санях к северу, "пока у него не выйдет последний сухарь". Это произошло 2 февраля 1914 года: Седов с двумя
матросами покинули судно и на нартах отправились к полюсу. Седов, ослабленный цингой, чувствовал себя хуже и хуже, часто терял сознание. Но лежа в изнеможении на нартах, категорически отказывался повернуть назад. 20 февраля он умер. Похоронив
своего начальника, матросы вернулись на "Св.Фоку" В августе 1914 года судно благополучно прибыло в Архангельск.
... "Св. Анна" дрейфовала все дальше и дальше на север. К концу 1913 года она оказалась за пределами Карского моря. 10 апреля 1914 года лейтенант Брусилов отправил в путь по льдам 14 человек во главе со штурманом Альбановым в сторону Земли Франца-Иосифа. Вскоре шхуна была раздавлена льдами, а Брусилов и остальные
члены команды погибли от холода и голода.
Начиная с того момента, как Брусилов послал своего штурмана с людьми на острова, история "Двух капитанов" развивается аналогично брусиловской истории...
10 апреля 1914 года Иван Татаринов отправляет штурмана Климова и 13 матросов на поиски земли. Как уже говорилось, на борту судна не было солнцезащитных очков. Пришлось четыре пары изготовить на шхуне. Стекла сделали из бутылок от джина. По льду, слепящему глаза, в передних рядах шли "зрячие", то есть люди в очках, за ними брели "слепые". Опираясь на лыжные палки, время от времени останавливаясь и сплевывая кровь, сочащуюся из пораженных цингой десен, теряя по дороге одного за другим товарищей, штурман Климов, точь-в-точь, как реальный штурман Альбанов, с одним матросом достиг мыса Флора, где был встречен экспедицией на судне "Св.Фока".Правда, в отличие от литературного Климова, вскоре умершего в больнице, Альбанов доставил на землю не дневники, как у Каверина, а судовой журнал "Св. Анны", на основании которого были получены ценные данные о природе северной части Карского моря, ранее не обследованного района Арктики, - о подводном рельефе, морских течениях, дрейфа льдов, метеорологического режима. Ими позже воспользовался Нансен. Кроме того, ученые, изучая данные дрейфа, пришли к выводу осуществовании неизвестной земли между 78 градусом и 80 градусом северной широты. В 1930 году там действительно открыли остров.
Капитан Татаринов тоже открыл остров, названный им "Землей Марии" 23 мая 1915 года в широте 81 градус и долготе 58 градусов 36 минут. Спустя несколько дней он умер.
Печальный опыт лейтенанта Брусилова показал, что каждое арктическое путешествие надо тщательно готовить, зная и учитывая особенности арктических морей.
Печальный же опыт Ивана Татаринова, передоверившего снаряжение экспедиции Николаю
Антоновичу, показал, что в любых условия - на суше и в воде, в умеренном поясе и во льдах - надо сохранять бдительность, поскольку враг не дремлет. Такая история с географией...
Враг действительно не дремлет. Он есть внутри каждого человека, даже такого мужественного
и прекрасного, как Брусилов, не озаботившегося как следует снарядить экспедицию, вследствие чего погиб и он сам, и команда.А вот Нансен не надеялся на русский "авось". Он мечтал отыскать пропавшую без вести брусиловскую экспедицию. Перед тем как выйти в море, Нансен собственноручно, можно сказать, проверил каждую банку тушенки, всякую пачку английских галет. Список вещей и продуктов, которые он взял на борт своего "Фрама", так же интересно читать, как список кораблей у Гомера. Правда, его судно так же не избежало дрейфа, но никто не погиб.
Первым же судном, прошедшим Северным морским путем, о котором мечтал злополучный Брусилов, оказался советский пароход ледокольного типа "Сибиряков".


Бороться и искать, найти и не сдаваться.
<<<Назад
Напишите мне


 
Hosted by uCoz