Два Капитана.  


Венимианин Каверин
Каверин Вениамин Александрович [р. 6(19).4.1902, Псков], русский советский писатель. Окончил институт восточных языков (1923) и историко-филологический факультет ЛГУ (1924). Первый рассказ опубликовал в 1922. В начале 20-х гг. входил в группу "Серапионовы братья". Произведения Каверина, разнообразные по жанру и манере письма, посвящены людям, олицетворяющим творческое начало в среде советской интеллигенции. Особенно часто писатель избирает в качестве героев учёных и литераторов, весь смысл существования которых сосредоточен в любимой работе и в отстаивании своих принципиальных позиций. Повествуя о их жизни и борьбе. К. неизменно обнаруживает склонность к сложным и напряжённым сюжетным построениям: романы "Исполнение желаний" (книги 1-2, 1934-36), "Два капитана" (книги 1-2, 1938-44; Государственная премия СССР, 1946; роман выдержал за 25 лет 42 изд.), "Открытая книга" (1949-56). В 1962 Каверина публикует повести "Семь пар нечистых" и "Косой дождь", проникнутые стремлением показать, как проявляется в сов. людях сознание своих прав, обязанностей по отношению к Родине и чувство взаимного доверия. В 60-е гг. К. выпускает книгу статей и мемуаров "Здравствуй, брат, писать очень трудно" (1965), новую редакцию книги об О. И. Сенковском "Барон Брамбеус" (1966), повести "Двойной портрет" (1966) и "Школьный спектакль" (1968). Опубликован роман "Перед зеркалом" (1971) и литературные воспоминания "В старом доме" (1971). Книги Каверина переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Награжден 3 орденами, а также медалями.Вениамин Каверин (Зильбер) родился в семье дирижера, в городе Пскове.
Еще будучи гимназистом, Каверин стал заниматься историей русской литературы и писать стихи. Шестнадцатилетним юношей он переехал в Москву, где окончил в 1919 году среднюю школу. Одновременно с занятиями в Московском университете он служил в студенческой столовой, потом инструктором в художественном отделе Моссовета. В 1920 году В. Каверин перевелся в Ленинградский университет и в то же время поступил в Институт восточных языков на арабское отделение.
Конкурс начинающих писателей, объявленный Ленинградским Домом литераторов, подсказал ему мысль испытать свои силы в прозе. На этом конкурсе Каверин за свой первый рассказ "Одиннадцатая аксиома" получил премию. Рассказ Каверина был отмечен Максимом Горьким. С тех пор он не переставал следить за работой молодого писателя.
В 1923 году Каверин окончил Институт восточных языков, а через год Ленинградский университет, и был оставлен при университете аспирантом. В течение шести лет он занимался научной работой и в 1929 году защитил диссертацию, посвященную вопросам истории русской журналистики. Однако в конце 20-х годов он был уже профессиональным писателем, окончательно решившим посвятить себя литературной деятельности.
Первые книги Каверина были сборниками фантастических рассказов.
В 1928 году он написал свой первый роман "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове".
Стремление отразить жизнь советской интеллигенции сказалось в романе "Исполнение желаний" (1934). В этой книге Каверин впервые подошел к изображению молодежи своего времени - это было задачей, которая впоследствии неоднократно занимала его.
В 1938 году Каверин начал печатать роман "Два капитана", посвященный истории молодого человека нашего времени, начиная с его детских лет и кончая зрелостью, совпадающей с годами Великой Отечественной войны. Роман, законченный в 1944 году, был удостоен Сталинской (Государственной) премии в 1946 году.
Во время войны Каверин работал военным корреспондентом газеты "Известия" и выпустил несколько сборников рассказов: "Мы стали другими", "Орлиный залет", "Русский мальчик" и другие.
За работу на Северном флоте Каверин был награжден орденом Красной Звезды.
В 1949 году выходит в свет первая часть романа-трилогии Каверина "Открытая книга" (1949-1956), в которой рассказывается история советской женщины – микробиолога Татьяны Власенковой. Увлеченно, с глубоким знанием предмета Каверин рассказывает о работе Власенковой по созданию отечественного пенициллина, сделав тему научного поиска основной для своего романа.
В последующие годы писателем были опубликованы еще несколько романов, а также повести, очерки, литературные воспоминания, в том числе книга "Эпилог" (1989).


О книге "Два капитана"
Первый том романа В. Каверина "Два капитана" был впервые опубликован в 1938 году, второй том вышел в свет в 1944 году. книга издавалась несколько сот раз; была переведена более чем на 10 иностранных языков; ею зачитывались дети и взрослые. В 1946 году за книгу "Два капитана" Каверин был удостоен Государственной премии СССР.
Сюжет книги основан на реальных событиях. История Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, впоследствии известного генетика, профессора Ленинградского университета. В. Каверин познакомился с ним в середине 30-х годов, и эта встреча подтолкнула писателя к созданию книги. "Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною", - признавался автор. Еще одним прототипом главного героя стал военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. именно он посвятил писателя в тайны летного мастерства.
Образ капитана Татаринова заставляет вспомнить сразу о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: одну, на судне "Св. Фока", возглавил Георгий Седов; вторую - Георгий Брусилов на шхуне "Свю. Анна", и третьей, на боте "Геркулес", руководил Владимир Русанов. Все три закончились трагически: их руководители погибли, а вернулся из плавания только "Св. Фока". Экспедиция на шхуне "Св. Мария" в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут "Св. Анны", но внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым.
Слова "Бороться и искать, найти и не сдаваться" являются цитатой из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона. они высечены на могиле полярного исследователя Роберта Скотта, погибшего в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса.
Героям романа "Два капитана" в 1995 году установлен памятник в Пскове - родном городе Вениамина Каверина, а в Псковской областной детской библиотеке создан музей этой книги.
(Из памятного альбома о "Норд-осте").


Прообразы героев романа "Два капитана".
"Острый запах соснового бора стоял над рекой, мост был разведен, маленький пароходик, огибая бесконечные плоты, возил народ к пристани от пролета. Куда ни взглянешь, везде было дерево и дерево - узкие деревянные мостки вдоль приземистых николаевских зданий, в которых были разбиты теперь госпитали и школы, деревянные мостовые, а на берегах целые фантастические здания из штабелей свежераспиленных досок".

Это - Соломбалы в годы войны. В знаменитом романе В. Каверина "Два капитана" полярный летчик Саня Григорьев идет по военному Архангельску, встречая на его улицах американских и английских моряков с кораблей союзников, среди них - негры, мулаты; видит, как китайцы стирают рубахи в Северной Двине, прямо под набережной... Но, наблюдая всю эту архангельскую экзотику 42-го года, капитан Григорьев взволнован другим: он идет по городу, откуда начинался путь в неизведанное Пахтусова, Седова, Русанова, Брусилова и других великих полярных исследователей. На Соломбальском кладбище он долго стоит у могилы с надписью на скромном памятнике: "Корпуса штурманов подпоручик и кавалер Петр Кузьмич Пахтусов. Умер в 1835 году ноября 7 дня. От роду 36 лет...".

Соломбала, Бакарица, Кузнечиха встают со страниц романа именно такими, какими они выглядели в то время, - и как увидел их воочию автор "Двух капитанов". Вениамин Александрович Каверин, по его словам, бывал в Архангельске раз двадцать, наверное... Впервые Каверин попал в этот город летом 42-го, во время бомбежек: пожары, попадались разрушенные дома, осколки стекол хрустели под ногами...

Замечательный человек Арсений Григорьевич Головко, командовавший Северным флотом во время войны, оставил заметный след в творчестве Вениамина Александровича Каверина. Кстати, познакомились они в Архангельске - и потом поддерживали дружеские отношения до конца жизни адмирала.

Вениамин Александрович вспоминал обстоятельства их знакомства с командующим Северным флотом... "Тогда, летом сорок второго он прибыл в Архангельск на яхте (которая, между прочим, когда-то принадлежала Его Императорскому Величеству). Помню, недалеко от города был устроен спектакль для моряков, и мы все, писатели, корреспонденты, тоже отправились туда. С нами тогда был Кассиль... По дороге догоняет машина с командующим, тот, оглядев нас, воскликнул: "А, вот и вся бражка!" Мне это почему-то показалось обидным - повернул назад и не пошел на спектакль. Назавтра Головко послал за мной своего адъютанта, познакомились; а потом уж я ему официально представился, когда вскоре стал собкором "Известий" по Северному флоту. Мне очень многое дала его помощь".
Арсений Григорьевич Головко, хоть и не названным, не раз возникает на страницах "Двух капитанов". Вот в офицерской столовой по старой флотской традиции отмечают тремя жареными поросятами потопленный вражеский транспорт, сторожевик и эсминец, - командующий Северным флотом стоя произносит тост за командиров-победителей, за их экипажи. Адмирал молод, всего четырьмя годами старше героя книги Сани Григорьева, который помнит его еще по боям в Испании (испанская страница есть в биографии А. Г. Головко), - и по приездам в их летный полк. В свою очередь, командующий Северным флотом, увидев за столом Саню, что -то говорит соседу, командиру дивизиона, - и тот произносит тост за капитана Григорьева, который умело навел на германский караван подводную лодку.
Позже в "Очерке работы" Каверин назовет адмирала Головко одним из самых лучших флотоводцев страны.
У Каверина в каждом его произведении особенно остро чувствуешь волнующую связь прошлого и настоящего: такое причудливое, порой неожиданное, увлекающее переплетение узоров судьбы. Вот в "Двух капитанах"... Найти следы полярной экспедиции капитана Татаринова, пропавшей много лет назад, разгадать тайну ее исчезновения, - мечта и цель всей жизни другого капитана, полярного летчика Сани Григорьева. А свершится это во время войны, когда, утопив метким попаданием торпеды фашистский рейдер, он чудом дотянул покалеченный самолет к каменистому пустынному берегу...

... В одной из бесед с журналистами Вениамин Александрович Каверин подтвердил, что одним из прототипов Сани Григорьева послужил летчик-истребитель, старший лейтенант С. Я. Клебанов, погибший в 1943 году. А жизненный путь Самуила Яковлевича Клебанова теснейшим образом связан с северным краем: с 1935 года он работал в Нарьян-Маре, летал на тогдашнем "У-2", а в 1938 году стал старшим пилотом Архангельского аэропорта, который находился тогда в Кегострове. После войны имя С. Я. Клебанова занесено там на мемориальную доску; немало материалов о нем было собрано в народном музее авиации Севера. Учился же летному делу он в Ленинграде, вместе со Чкаловым (почти как Саня Григорьев в романе).
И вот что еще рассказал тогда Каверин: "В Архангельске во время войны была одна любопытная встреча. В порту Бакарица я увидел буксирный катер, который своим названием мне что-то напомнил, взволновал. Спрашиваю у молодого капитана пароходика: "Как долго ваш буксир называется "Лебедином"? - "А он всегда так назывался". - "Когда он был был спущен на воду?" - "Давно, еще до революции. Название с тех пор не меняли". И тут оставалось только осознать, что я вижу перед собой тот самый катер, на котором явились к шхуне "Св. Фока" родные и друзья капитана Седова, чтобы проститься с ним перед его отплытием в Арктику и дальше, к полюсу..."
Столь памятный эпизод Каверин описал в "Двух капитанах" от лица Сани Григорьева.


Бороться и искать, найти и не сдаваться.
На главную.
Распределитель.
Здесь есть ещё>>>
А это просто феномен!>>>
Пишите, если что.


 
Hosted by uCoz